Автор и источник публикации:
Светлана Котлукова
Журнал «Дистрибуция и Логистика», №7 2009 г.
Компанией «Концепт Лоджик» был проведен анализ ситуации на рынке складской недвижимости в Москве. Что выгоднее компаниям сегодня – отдавать товары на хранение складских операторов или арендовать помещение? Объективный, не предвзятый взгляд специалиста со стороны облегчит задачу выбора.
На сегодняшнем рынке коммерческой недвижимости сложилась нестабильная ситуация – в результате новых экономических условий существенно упал потребительский спрос, и, как следствие, произошло резкое снижение товарооборота. Поэтому дистрибьюторам приходится сокращать складские площади для размещения продукции, а также искать более дешевые предложения на рынке аренды низкокачественных складов.
По последним данным компании Bridge-consulting (www.bridge-consulting.ru), в настоящий момент на рынке складской коммерческой недвижимости Москвы заморожено порядка 85% строящихся объектов, в Санкт-Петербурге - 78% складов. Эти события повлекли за собой существенные перемены в поведении игроков рынка. Компании-арендаторы в результате снижения товарных запасов стали искать меньшие складские площади: по данным компании Praedium (www.praedium.ru), до кризиса сделки проходили с площадями в 30-40 тыс.кв.м, а сейчас средние запрашиваемые складские площади не превышают 10 тыс.кв.м.
Снижается и срок найма складских помещений: арендодатели стали предлагать площади на 1-2 года, тогда как ранее с учетом планируемого расширения бизнеса компаниям было выгодно арендовать помещения на 5-7 лет. (Исследование консалтинговой компании Cushman&Wakefield Stiles&Riabokobylko – www.cushwake.com). Арендодатели в свою очередь, чтобы не потерять клиента в условиях жесткой кризисной конкуренции, стали существенно снижать стоимость аренды склада: уровни упали до 115-120$/кв.м в год на склады класса А и ниже 100$/кв.м./год на более низкокачественные складские помещения. (Арендатор.ру – www.arendator.ru ) Не заставили себя ждать и изменения в предложениях логистических операторов.
Во время жесткой конкуренции за клиента наблюдается снижение тарифов на услуги ответственного хранения товаров. Раньше на рынке 3PL-услуг была практика, при которой логистические операторы не предлагали фиксированную тарифную ставку на складские услуги, а теперь информация по стоимости услуг ответхранения представлена в открытом доступе, активно предлагаются также и операционные бонусы.
Услуги | www.skladilla.ru | www.cendel.ru | www.grandway.su | www.divatrans.ru | Среднее значение |
Ответственное хранение 1 паллетоместа/сутки (руб./ед.) | Договорная | 13 | 30 | 35 | 26 |
Выгрузка/погрузка механизированная (руб./палл.) | 150 | 100 | 80 | 200 | 132,5 |
Сбор заказа по-паллетно (руб./палл.) | 20 | 50 | 10 | Договорная | 26,5 |
Расконсолидация смешанных паллет по коробам (руб/короб) | 5 | 6 | 10 | Договорная | 7 |
Упаковка стрейч-пленкой (руб./палл.) | 100 | 30 | 10 | 100 | 60 |
Оформление товарно-транспортной документации (руб./ТТН) | 150 | 120 | – | – | 135 |
Какую тактику выбрать грузовладельцам в нынешних экономических условиях при тотальном снижении цен – арендовать склад или отдавать продукцию на аутсорсинг (ответственное хранение)?
По предварительным прогнозам, доля арендуемых складских помещений должна снизиться, а сотрудничество с 3PL-операторами возрасти из-за нечеткой перспективы развития бизнеса и невозможности планирования дальнейшего товарооборота пердприятия. Однако к услугам складских операторов следует относиться очень внимательно.
В результате высвобождения логистических мощностей аутсорсинг становится выгоден для тех компаний, которые получили излишки арендованных активов (транспорт, склад). Однако опыт предыдущих экономических скачков показал, что компании, имеющие в своих активах склад и транспорт, и обеспечивающие бесперебойные поставки при контроле логистических затрат, сумели успешно выстоять в кризисные периоды.
Логистический аутсорсинг выгоден лишь в тех случаях, когда у заказчика есть 100% уверенность в надежности и устойчивости оператора в новых экономических условиях, а также в соблюдении оговоренных тарифных планов на ответственное хранение.
Таким образом, чтобы остаться в кризис на плаву, необходимо рассчитывать в первую очередь на свои силы, обеспечивая поддержку продаж и производства собственными логистическими активами, объединяя функции и логистического оператора, и дистрибьютора в рамках одной компании.
Назад в раздел