Аренда vs. аутсорсинг

Аренда vs. аутсорсинг Автор и источник публикации:
Светлана Котлукова 
Журнал «Дистрибуция и Логистика», №7 2009 г.
                                Компанией «Концепт Лоджик» был проведен анализ ситуации на рынке складской недвижимости в Москве. Что выгоднее компаниям сегодня – отдавать товары на хранение складских операторов или арендовать помещение? Объективный, не предвзятый взгляд специалиста со стороны облегчит задачу выбора. 

На сегодняшнем рынке коммерческой недвижимости сложилась нестабильная ситуация – в результате новых экономических условий существенно упал потребительский спрос, и, как следствие, произошло резкое снижение товарооборота. Поэтому дистрибьюторам приходится сокращать складские площади для размещения продукции, а также искать более дешевые предложения на рынке аренды низкокачественных складов. 

По последним данным компании Bridge-consulting (www.bridge-consulting.ru), в настоящий момент на рынке складской коммерческой недвижимости Москвы заморожено порядка 85% строящихся объектов, в Санкт-Петербурге - 78% складов. Эти события повлекли за собой существенные перемены в поведении игроков рынка. Компании-арендаторы в результате снижения товарных запасов стали искать меньшие складские площади: по данным компании Praedium (www.praedium.ru), до кризиса сделки проходили с площадями в 30-40 тыс.кв.м, а сейчас средние запрашиваемые складские площади не превышают 10 тыс.кв.м. 

Снижается и срок найма складских помещений: арендодатели стали предлагать площади на 1-2 года, тогда как ранее с учетом планируемого расширения бизнеса компаниям было выгодно арендовать помещения на 5-7 лет. (Исследование консалтинговой компании Cushman&Wakefield Stiles&Riabokobylko – www.cushwake.com). Арендодатели в свою очередь, чтобы не потерять клиента в условиях жесткой кризисной конкуренции, стали существенно снижать стоимость аренды склада: уровни упали до 115-120$/кв.м в год на склады класса А и ниже 100$/кв.м./год на более низкокачественные складские помещения. (Арендатор.ру – www.arendator.ru ) Не заставили себя ждать и изменения в предложениях логистических операторов. 

Во время жесткой конкуренции за клиента наблюдается снижение тарифов на услуги ответственного хранения товаров. Раньше на рынке 3PL-услуг была практика, при которой логистические операторы не предлагали фиксированную тарифную ставку на складские услуги, а теперь информация по стоимости услуг ответхранения представлена в открытом доступе, активно предлагаются также и операционные бонусы.

Услуги www.skladilla.ru www.cendel.ru www.grandway.su www.divatrans.ru Среднее значение
Ответственное хранение 1 паллетоместа/сутки (руб./ед.) Договорная 13 30 35 26
Выгрузка/погрузка механизированная (руб./палл.) 150 100 80 200 132,5
Сбор заказа по-паллетно (руб./палл.) 20 50 10 Договорная 26,5
Расконсолидация смешанных паллет по коробам (руб/короб) 5 6 10 Договорная 7
Упаковка стрейч-пленкой (руб./палл.) 100 30 10 100 60
Оформление товарно-транспортной документации (руб./ТТН) 150 120 135

Какую тактику выбрать грузовладельцам в нынешних экономических условиях при тотальном снижении цен – арендовать склад или отдавать продукцию на аутсорсинг (ответственное хранение)?

По предварительным прогнозам, доля арендуемых складских помещений должна снизиться, а сотрудничество с 3PL-операторами возрасти из-за нечеткой перспективы развития бизнеса и невозможности планирования дальнейшего товарооборота пердприятия. Однако к услугам  складских операторов следует относиться очень внимательно.

В результате высвобождения логистических мощностей аутсорсинг становится выгоден для тех компаний, которые получили излишки арендованных активов (транспорт, склад). Однако опыт предыдущих экономических скачков показал, что компании, имеющие в своих активах склад и транспорт, и обеспечивающие бесперебойные поставки при контроле логистических затрат, сумели успешно выстоять в кризисные периоды.

Логистический аутсорсинг выгоден лишь в тех случаях, когда у заказчика есть 100% уверенность в надежности и устойчивости оператора в новых экономических условиях, а также в соблюдении оговоренных тарифных планов на ответственное хранение.

Таким образом, чтобы остаться в кризис на плаву, необходимо рассчитывать в первую очередь на свои силы, обеспечивая поддержку продаж и производства собственными логистическими активами, объединяя функции и логистического оператора, и дистрибьютора в рамках одной компании.



Назад в раздел