Естественный отбор

Естественный отбор Автор и источник публикации:
Дмитрий ВЕРЕЩАГИН
Май 2011
                               

Особые приметы 

Выполнение заказа складом разбивается на ряд операций: отбор, комплектацию, контроль собранного заказа и, наконец, собственно отгрузку потребителю. Специфика хранилищ в дилерских компаниях требует правильной организации каждого из этих процессов. 

Кирилл Толмачев, генеральный директор «Концепт Лоджик»:— Склады автодилеров и автопредприятий — одни из самых чувствительных к размещению товара, технологиям отбора заказов и их контроля. Связано это с высокими требованиями по срокам выполнения заказов: ритм задается сервисом, вся работа подстроена под него. Простой на складе чреват значительными репутационными потерями и нарушением планирования. Быстрое же выполнение запросов повышает производительность сервиса. При этом, в сравнении с работой классических складов, у дилеров ощущается определенный перекос приоритетов в сторону отгрузки: приемка на них редко когда носит срочный характер, в отличие от сбора и выдачи товаров. Поэтому именно эти операции в первую очередь нуждаются в оптимизации. 

Другая особенность складов при дилерских центрах — обработка разных по форме заказов. Основу обычно составляют срочные запросы от мастеров цеха, направленные на обеспечение ремонтных работ. Они нередко носят спонтанный характер и в значительной степени не поддаются планированию. С точки зрения оптимизации они самые сложные. Еще одна форма заказов — плановые. Они поступают от службы, ответственной за предпродажную подготовку автомобилей, — запросы от нее приходят загодя и требуют одного и того же набора материалов,— или от кузовщиков, выполняющих растянутые во времени работы. Такие заказы склад может собирать без спешки, благодаря чему легче использовать эффективные технологии отбора. Наконец, в крупных дилерских сетях склад может нести функцию снабжения филиалов. В этом случае заказы отличаются масштабностью и планомерностью. По отношению к ним оптимизация дает наилучший результат. Еще одна особенность принадлежащих техцентрам складов — разнообразие номенклатуры. Кирилл Толмачев:— На дилерских складах присутствуют детали как с разными весогабаритными характеристиками — от метизов до кузовщины, так и различающиеся по многим другим существенным признакам: предназначению, маркам автомобилей, ценности, формам хранения и отгрузки и так далее. Все это обусловливает необходимость зонального хранения. Отмеченные особенности приходится учитывать при оптимизации обработки заказов, в первую очередь при усовершенствовании отбора товара.

Отбор


В теории одним из эффективных способов отбора считается волновой метод. Суть его сводится к тому, что на складе аккумулируется определенное число заказов, которые затем одновременно обрабатываются. Отгрузка может осуществляться либо по товару, либо по заказчику. При подборе по товару со всех заказов суммируется количество товаров каждого из артикулов, после чего кладовщики отбирают сразу все это количество по каждому наименованию. В результате сотрудникам склада не приходится по нескольку раз подходить к одной и той же ячейке, за счет чего и повышается производительность. Собранный товар затем раскладывается по заказам и отгружается заказчику. При подборе по клиенту одновременно идет отбор сразу нескольких заказов, принадлежащих одному и тому же клиенту. Если внутри запроса содержится требование на большое количество товаров по значительному числу артикулов, кладовщики могут внутри «волны» по клиенту организовать еще и «волну» по товару.

В чистом виде волновой метод эффективен лишь при условии интенсивного сбора больших заказов с относительно небольшим ассортиментом, разнесенных во времени и заранее спланированных. С такими заданиями дилерские склады сталкиваются нечасто. Тем не менее элементы этого метода, пусть и в ограниченном виде, могут применяться в более реалистичных для дилеров условиях вместе с другими способами оптимизации.

В значительной степени на скорость работы кладовщиков влияет правильное расположение товаров на складе.

Джафар Гасанов, старший бизнес-аналитик Logistic Systems:— При срочной отгрузке эффективно выделение как минимум внутри складской территории, а как максимум в отдельном помещении зоны срочной отгрузки. Ее обслуживает выделенный кладовщик. В ней поддерживается минимальный запас наиболее востребованных деталей, на которые приходится основной поток заказов. Поскольку за счет небольшого объема такого хранилища все товары находятся под рукой у кладовщика, отбор производится очень быстро.

В тех случаях, когда заказана деталь, не попадающая в зону срочной отгрузки, ее отбирают уже сотрудники основного склада в режиме высшего приоритета срочности.

При такой системе зона срочной отгрузки выступает для основного склада как особый клиент. При правильном формировании норм остатка можно добиться того, что процесс пополнения запасов этого дополнительного хранилища превратится в плановую операцию, которая будет производиться один-два раза в сутки. В этом случае к заказам от зоны срочной отгрузки можно применять метод волнового отбора.

Эффективно работать зона срочной отгрузки станет лишь тогда, когда весь необходимый ассортимент будет располагаться на небольшой территории так, чтобы кладовщик за ним не ходил. Поэтому ее стоит организовывать лишь в относительно небольших, максимум до десяти подъемников, сервисах. В остальных же случаях оптимизировать отбор придется за счет ранжирования товара по принципу востребованности. Этот же принцип должен быть соблюден и на основных складах на предприятиях, где выделена зона быстрой отгрузки.

Кирилл Толмачев:— Работа склада оптимизируется за счет размещения запчастей внутри своей зоны по принципу уходимости. Востребованные товары кладут ближе к проходу. Менее востребованные попадают в «музей», то есть в те части хранилища, к которым требуется большее время доступа.

Кроме того, во всех зонах и секторах склада должна быть создана зона отгрузки. В случае с ручным отбором (который чаще всего используется при выполнении срочных заказов на складах автосервисов) она занимает первые-вторые ярусы. В них опускаются с верхних ярусов товары для отбора. По мере их «ухода» вакантные места вновь заполняются аналогичными товарами с верхних полок. Таким образом, кладовщикам не приходится при сборе заказа лазить по верхам.

Система распределения


Повысить эффективность отбора можно за счет правильного распределения персонала. В самом простом варианте работа склада строится по принципу: один человек подбирает целиком весь заказ. Преимущество такой системы — разве что в персонификации ответственности и простоте бизнес-процесса. Во всем остальном она оказывается проигрышной. Производительность труда — минимальная, кладовщик не выполняет другие задания, пока не завершит текущую задачу. Если лист отбора состоит из множества позиций, работа склада просто блокируется. Пока кладовщик «змейкой» перемещается из одного конца склада в другой, клиенты даже с небольшими заказами будут стоять и ждать, теряя драгоценное рабочее время. Если же по такой схеме примутся собирать заказы сразу несколько кладовщиков (как оно обычно и бывает), они непременно начнут мешать друг другу, теряя время еще и на этом. Единственная возможность хоть как то оптимизировать отбор по такой схеме — правильно выстроить логистику кладовщиков во время выполнения заказа. Если при получении задания им будет прописан маршрут, следуя по которому они смогут последовательно отобрать все товары,— время выполнения заказа сократится. Но все равно не настолько, чтобы работу склада можно было назвать эффективной. Оправданна подобная схема разве что на очень небольших и не перегруженных работой складах.

Куда более эффективной является зональная отгрузка. При такой организации работы каждый кладовщик подбирает все по одной группе автозапчастей, причем одновременно может выполняться сразу несколько заказов. То есть система отбора приближена к методу волны по товару. Весь собранный товар свозится на зону контроля, там происходит его расконсолидация по заказам. При таком методе допустимы как жесткая привязка кладовщиков к конкретным зонам, так и отсутствие таковой. В условиях дилерского центра последнее предпочтительнее. «Свобода» наборщиков позволяет более равномерно распределять работу между ними. Каждый кладовщик может отправиться отбирать товар в любую из зон в зависимости от того, где он в данный момент окажется наиболее полезным. И тогда исключаются ситуации, когда один из работников валится с ног, не успевая подбирать товары для всех, в то время как другой большую часть рабочего дня скучает без дела.

Естественно, это не касается зон, специфика которых требует выделения для работы в них собственного персонала. В первую очередь это отдел ценных товаров, где хранятся небольшие по габаритам, но дорогие детали: платиновые свечи, датчики, аудио / видеоаппаратура и так далее. В этой зоне работают лишь люди со специальным допуском.

Не числом, а уменьем


На эффективность отбора вне зависимости от схем распределения персонала влияет правильный подбор его численности.

Кирилл Толмачев:— Средняя скорость подбора мелких деталей одним наборщиком — 80 позиций в час. Если ручная отгрузка ведется коробами, скорость — около 50 коробов в час. Исходя из этих цифр определяется и количество людей.

Естественно, речь идет лишь о средних показателях. Внутрискладская логистика, бизнес-процессы и ряд других факторов способны изменить ее в ту или иную сторону. Тем не менее указанную величину можно брать в качестве базы для расчета количества персонала.

Ускорить работу отборщиков и снизить ее стоимость позволяет усовершенствование обмена информацией между диспетчером склада и кладовщиками-наборщиками. Чаще всего последние получают заказы на бумажных носителях, формирующихся компьютерной системой складского учета. В этом случае процесс выглядит так: человек отправляется к диспетчеру и получает заказ на специальном бланке. Даже если на эту процедуру тратится совсем немного времени, в пересчете на целую смену потеря кладовщика, выполняющего в день около сотни заказов, составляет как минимум 40 минут. Дальше кладовщик каждый раз, погрузив на тележку новую позицию, должен на несколько секунд задержаться, чтобы сделать пометку в листе. Если в среднем за час он отбирает 80 позиций, то за рабочий день потеряет на этом еще около часа. Затем, после выполнения каждого заказа, нужно внести в компьютер все данные с листа отбора. Этим обычно занимается отдельный оператор. При ручном вводе данных ошибок не избежать, это также приводит к потерям времени и сбоям при сборе заказов: кладовщик может просто не найти нужный ему товар, получив неверные данные от компьютера. На исправление таких огрехов тратится значительное время. В итоге потери сервиса, как временные, так и материальные, оказываются вполне существенными. Избежать их позволяет система радиотерминалов. При ее использовании сформированные системой задания поступают кладовщикам на личные терминалы. Наборщики получают возможность сразу же приступать к выполнению задания, избегая ненужного общения с диспетчером. Отобрав каждую единицу товара, они подтверждают выполнение действия. Эффективнее всего эту операцию производить считыванием штрих-кодов. Тогда практически исключаются ошибки из за неправильного ввода данных.

Оптимизировать работу склада можно за счет отказа от детального учета мелких расходников и материалов. Пример — метизы и провода для монтажников допоборудования: этих материалов в смену расходуется огромное количество, и нет смысла каждый раз при приезде на сервис нового клиента отвлекаться на их заказ. Проще рассчитать среднее количество этих материалов, которые требуются мастерам на одну смену (или на определенное количество клиентов), и отгружать его в начале каждого рабочего дня. Перечень товаров, которые могут отгружаться по такой системе, и их количество должны определяться в зависимости от специфики сервиса. По этой схеме можно выдавать масла (если на предприятии не действует автоматическая система раздачи), технические жидкости в аэрозолях, маскирующую и изоляционную ленты и прочее. При этом важно продумать места хранения заранее отгруженных материалов на рабочих постах с таким расчетом, чтобы они не мешали проведению ремонта.

В значительной степени упростить жизнь кладовщикам и повысить их производительность позволяет максимально возможное планирование работ. Система приема заказов и оформления заказ-нарядов должна быть построена таким образом, чтобы информация о требуемых запчастях и материалах поступала на склад в режиме онлайн. Это дает кладовщикам временной запас, необходимый для того, чтобы скомпоновать отбор оптимальным образом. Желательно, чтобы функция такой компоновки была включена в компьютерную систему.

Цветная технология


Следующие за отбором товара этапы — контроль, консолидация заказов и отгрузка — во многих дилерских центрах превращаются в единый процесс. Разделять их имеет смысл лишь в том случае, если объем отгрузки достаточно велик. В самом простом варианте кладовщик, собирающий целиком весь заказ, сам же контролирует правильность его выполнения и выдает его клиенту. Но чаще контроль и консолидацию выполняют отдельные сотрудники.

Джафар Гасанов:— Функции контроля сбора заказа и его распределения по клиентам могут выполнять отдельно контролер и фасовщик, ограничивающиеся каждый только своей операцией. Но чаще всего эти функции объединяются. Такой подход целесообразен: фасовщик, распределяя товары по заказам, все равно должен контролировать правильность их отбора.

Оптимизация на этом участке достигается в основном за счет грамотной организации рабочего пространства контролера. В условиях дилерского центра удобнее расфасовывать полученный товар по отдельным лоткам или телегам, соответствующим каждому товару. В таком виде разрозненные детали удобно выдавать заказчику и транспортировать их до рабочего места.

Упростить задачу расконсолидации можно за счет распределения товара по заказам уже в процессе отбора. Выглядит это следующим образом: кладовщик собирает товар определенной номенклатуры в тележку, оборудованную отдельными контейнерами. Лучше всего, если они будут окрашены в разные цвета. При формировании заказа система присваивает каждому заказу определенный, соответствующий контейнеру цвет. Он отражается в наборном листе кладовщика. И тот, подходя к месту хранения той или иной детали, знает, что такое то количество товара он должен положить в синий контейнер, а такое то — в красный. Это ненамного усложняет процесс отбора, зато в значительной степени ускоряет дальнейшую работу: контролеру-фасовщику остается лишь свести воедино все товары из разных контейнеров одинакового цвета и проконтролировать правильность отбора.



Назад в раздел