Автор и источник публикации:
Владимир Ружицкий
Компания «Концепт Лоджик»,
ведущий аналитик; Финансовый университет при Правительстве РФ, профессор, к.т.н.
Кроме того, в статье оптимизация проводится на основе реальной транспортной сети, а не по критерию минимума суммарного расстояния до потребителей, который учитывает только геометрическое расстояние между складом и потребителями. Необходимо отметить, что предлагаемый алгоритм будет эффективен только на дорожной сети, представляющей дерево — остов графа, вершинами которого являются потребители, т.е. когда существует только один путь к каждому потребителю.
Автор неявно указал на это в приведенном рисунке. Такой подход, по-видимому, правомерен во многих практических случаях с учетом явно нехватки дорог в сельской местности. Однако, если будут существовать дополнительные дороги, например, между потребителем потребностью 500 и точкой В (см. рис. 1), предлагаемый алгоритм может дать неверный результат.
Кроме того, из статьи не очевиден способ выбора точки для размещения склада. По рисунку можно предположить, что склад предлагается размещать в узлах дорожной сети, что имеет право на существование, однако могут иметь место случаи, когда такой подход будет неправомерен. Например, если потребителю f необходимо доставлять не 100, а 20 000 машин в год, то оптимально располагать склад на участке аb, а если потребность будет примерно 5000—7000 машин, то место расположения склада совсем не очевидно. Поэтому в более общем случае целесообразно применять следующий алгоритм определения места центрального склада:
- определить узлы транспортной сети (места пересечения дорог);
- для каждого узла сети рассчитать, например, с помощью волнового алгоритма, минимальные расстояния до каждого потребителя;
- для каждого участка транспортной сети (участка дороги между узлами) определить точку, для которой затраты на перевозку всех грузов до всех потребителей (с учетом расстояния, объемов перевозок и, если нужно, других параметров) будут минимальным;
- среди полученных точек выбрать ту, которая обеспечивает глобальный минимум затрат на перевозку всех грузов до всех потребителей.
Приведенный выше (укрупненный) алгоритм для своей реализации требует формирования специального программного обеспечения и применения вычислительной техники, поэтому может быть рекомендован только в случае значительного ожидаемого эффекта. В то же время для случаев, подобных рисункам, приведенным в статье, предложенный автором способ расчета места расположения склада может позволить оперативно и без применения вычислительной техники получить хороший результат.
Назад в раздел