Автор и источник публикации:
Дмитрий Гусев
Ведущий специалист компании «Концепт Лоджик»
Журнал "Склад и Техника", №9 2009г.
И без того не простая задача анализа товаропотока в современных экономических условиях усложняется предельно слабой прогнозируемостью параметров товаропотока и сбоям статистического аппарата для анализа товаропотока в условиях высокой неопределенности. Иными словами – сегодня дать прогноз развития товаропотока по результатам обработки накопленных статистических данных стало крайне сложно, а полученный результат обладает низкой надежностью, поскольку статистика прошлых, до кризисных периодов не может распространяться методами прогноза на будущие периоды, поскольку условия генерации товарных потоков сегодня- в период глобального мирового кризиса существенно отличны от прошлых периодов подъема и развития. Применение классических методов прогнозирования и анализа товаропотоков, по нашему мнению, станет, возможным после накопления, как минимум, статистических данных двух-трех летнего периода, т.е. не ранее 2011-2012гг. Темнее менее, задачи оптимизации логистических систем, проектирования складов требуют взвешенной оценки ближайших перспектив в разрезе показателей товаропотоков для выбора рациональных технологий грузопереработки и определения планов развития компаний в кризисный период. Анализу товаропотока и возможным подходам к нему в условиях экономической неопределенности посвящена эта статья.
Анализ товаропотока выполнятся для обоснованного выбора наиболее рациональной технологии его обслуживания, определения показателей потока, при которых необходима смена технологий и получения экономических характеристик системы в виде инвестиций и эксплуатационных (операционных) затрат. Принципиальная схема основных этапов анализа товаропотока и их структурный состав представлены на рисунке 1.
Рис. 1 – Основные этапы анализа товаропотока
Как видно из схемы, анализ товароптоков решает две взаимосвязанные задачи: это задача проектирования логистических систем и задача управления ими. В зависимости от цели проведения анализа товаропотока определяется необходимый для исследования набор параметров товаропотока (формируются требования к составу результатов анализа товаропотока). По своей сути формирование четкого облика цели проведения анализа товаропотока и выявление основных параметров – первый или базовый этап анализа товаропотока. Недостаточно глубокая проработка данного вопроса приводит к колоссальному увеличению объемов работ на дальнейших этапах анализа товаропотока, трате сил и средств на получение «лишних», невостребованных данных и, зачастую, невозможности решения поставленной задачи анализа в установленные сроки.
На следующем этапе анализа товаропотока происходит сбор и подготовка статистических данных. Как показывает практика этот этап наиболее длительный трудоемкий. В основном этот этап представляет формирование выборки из базы данных по товаропотоку (объемы запасов, товародвижение) за определенный период времени, проверку целостности и достаточности извлеченных данных, приведение их к пригодному для вычислительных операций виду. Для эффективного выполнения данного этапа необходимо иметь четкое представление формата и структуры собираемых данных во избежание значительных временных затрат при выполнении подготовки данных для вычислений. Очень часто полученный набор данных является неполным, что требует применения различных методов восполнения данных (экспертные оценки, применение параметров характерных для данной отрасли и т.д.) и проведения дополнительных работ.
Качество выполнения данного этапа влияет на трудоемкость последующих этапов анализа товаропотока и достоверность результата работ в целом.
На третьем этапе анализа товаропотока выполняется статистическая обработка данных как в целом, так и по отдельным составляющим товаропотока, расчет необходимых параметров, анализ динамики их изменения и выявление характерных особенностей. Основные параметры, получаемые на выходе анализа товаропотока, и их применение при логистическом проектировании складского комплекса представлены в общем виде на рисунке 2.
Рис. 2 – Обработка параметров анализа товаропотока для логистического проектирования
По полученным данным о динамике развития, сезонности и неравномерности товаропотока на четвертом этапе строятся прогнозы развития товаропотока и изменения его параметров на перспективный (планируемый) период развития логистической системы. Качество выполнения данного этапа зависит от длины периода за который предоставляются данные для анализа товаропотока, их полноты, применяемых методов статистической обработки и выбора адекватной модели экстраполяции ретроспективного периода.
По своей сути данный этап (четвертый) анализа товаропотока является заключительным. Именно этот этап анализа товаропотока зачастую оказывается несостоятельным и не работающим в условиях экономической неопределенности. Статистические методы построения прогнозов изменения параметров товаропотока значительно теряют в точности и попросту перестают работать. В условиях экономической неопределенности необходимы новые методы прогнозирования параметров товаропотока, позволяющие поддержать точность на приемлемом уровне и сохранить преимущества анализа товаропотока как основного инструмента поддержки принятия решение по проектированию или управлению логистическими системами. Одним из возможных подходов является механизм выявления основных сценариев развития параметров товаропотока, построение прогнозов по ним и оценка возможного эффекта от срабатывания того или иного сценария развития.
В современных экономических условиях возможны пять базовых сценариев развития товаропотока в зависимости от складывающихся внешних условий работы логистической системы: рост товаропотока с динамикой предыдущего периода развития, рост товаропотока увеличенными темпами, рост товаропотока со снижением темпов роста, сохранение достигнутого уровня товаропотока и снижение уровня товаропотока. Схема основных сценариев развития динамики товаропотока представлена на рисунке 3.
Рис. 3 – Схема основных сценариев развития товаропотока
В первом случае велика вероятность сохранения характеристик товаропотока (неравномерность, сезонность и т.д.) предыдущего периода. Прогнозирование с достаточной точностью в данном случае возможно выполнить традиционными методами (аддитивная модель, мультипликативная модель и др.) на основе проведенного исследования ретроспективных данных на первых этапах анализа товаропотока и учета вероятности насыщения рынка и замедления роста в прогнозируемый период при прогнозировании сезонности (неравномерности).
Во втором случае прогноз также выполняется традиционными методами с коррекцией линии тренда в сторону увеличения и учетом вероятного насыщения рынка и замедления роста в период планирования. В условиях экономического спада особенное внимание необходимо уделить повышенной вероятности насыщения рынка.
В третьем случае прогнозирование выполняется по принципу аналогичному для второго случая с коррекцией линии тренда в сторону уменьшения динамики роста товаропотока.
Все три случая сохранения роста товаропотока в условиях повышенного влияния внешних параметров на логистическую систему можно объединить в общий сценарий перспективного развития «рост» с определенным коридором значений товаропотока. Значения границ коридора роста товаропотока носят вероятностный характер. Вероятность нахождения товаропотока в границах коридора роста можно использовать при выборе концепции технологического оснащения складского комплекса при проектировании.
В четвертом случае (стабилизация достигнутого уровня товаропотока) прогнозирование осуществляется для моделирования неравномерности товаропотока на перспективный период. По сути, модель прогноза в данном случае представляет собой наложение выявленных параметров неравномерности и сезонности на достигнутое среднее значение товаропотока. Для данного случая можно выделить коридор значений достигнутого уровня товаропотока с вероятностными границами. Верхняя граница данного коридора пересекается с нижней границей коридора «роста». С точки зрения задачи проектирования это означает достаточность имеющихся ресурсов для обработки товаропотока на период (или его часть) планирования и особый интерес (стабильный товаропоток с известными характеристиками) может представлять задача оптимизации технологии обработки товаропотока с сохранением имеющегося технологического оборудования или частичной его модернизацией с целью снижения издержек на товарообработку.
Пятый случай является противоположностью сценария «рост» и характеризуется сокращением объемов обрабатываемого товаропотока. Снижение объемов товаропотока может варьироваться от незначительного до достаточного сильного. Все варианты снижения объема товаропотока можно объединить в сценарий «спад». Границы интервала «спада» также носят вероятностный характер. При проектировании срабатывание данного сценария может вызвать как сохранение текущей технологии товарообработки, так и ее глубокую оптимизацию вплоть до полной смены технологии товарообработки.
На рисунке 4 приводится схема интервалов границ описанных сценариев развития товаропотока с учетом границы насыщения рынка.
Рис. 4 – Схема интервалов основных сценариев развития товаропотока
Рассмотрим пример необходимости рассмотрения разных сценариев динамики товаропотока при решении задачи выбора технологической базы для проектирования перспективной работы складского комплекса.
На график динамики (развития) товаропотока нанесем (качественно) границы мощности складского комплекса при различных технологиях организации товарообработки: автоматизированной, механизированной и ручной (см. рисунок 5).
Рис. 5 – Границы мощности технологий и точки смены технологий
В планируемом периоде возможны варианты достаточности выбора какого-то технологического решения на весь горизонт планирования, либо возникновения необходимости перехода между технологиями товарообработки. Следовательно, необходимо определить рациональность выбора того или иного технологического решения и возможной/необходимость смены технологий товарообработки. Основным критерием при принятии решения о технологическом оснащении СК является экономическая эффективность обработки товаропотока. Для ее наглядной оценки нужно построить графики операционных и капитальных (инвестиционных) затрат, графики затрат на смену технологий товарообработки, графики потерь (упущенная выгода) от перегрузки логистической системы и невозможности обработки поступивших заказов. Пример графиков затрат и упущенной выгоды представлен на рисунке 6. Пример оценки целесообразности применения той или иной технологии приведен на рисунке 7. График затрат на смену технологий проиллюстрирован рисунком 8.

Рис. 6 – Инвестиционные и эксплуатационные (нарастающим итогом) затраты для основных технологий товарообработки. График упущенной выгоды от отказа или срыва выполнения заказов(нарастающим итогом)
Рис. 7 – Пример оценки целесообразности применения технологий товарообработки по эксплуатационным и инвестиционным затратам, оценке упущенной выгоды, технологическим пределам
Рис. 8 – График суммарных затрат (инвестиционные и эксплуатационные нарастающим итогом) при последовательной смене технологий обработки товаропотока
При принятии решения о допустимости работы логистической системы по верхней планке соответствующих технологических возможностей по обработке товаропотока и допущении высокой вероятности невыполнения заказов от клиентов, т.е. некоторого снижения качества оказываемых услуг, необходимо учитывать затруднение расширения клиентской базы и вероятной потери ее части. Учитывая предполагаемую временность экономического спада при выходе прогнозных значений работы складской системы на пределе пропускной способности выбранной технологии обработки товаропотока (например, механизированной), возможно, принятие решения о проектировании складского комплекса по более производительной технологии (например, автоматизированной) будет более предпочтительным. Так же возможен синтез технологий обработки товаропотока. Например, автоматизация обработки наиболее трудоемких по результатам анализа составляющих товаропотока.
Как было сказано выше, при построении прогнозов динамики развития объемов товаропотока в условиях экономической нестабильности и спада, необходимо учитывать влияние внешних параметров на объемы товарообработки. Одним из возможных вариантов оценки внешних параметров является анализ влияния курса национальной валюты по отношению к евро или доллару США на объем продаж и, как следствие, товаропотока.
При оценке влияния курса рубля на динамику товаропотока можно придерживаться приведенной ниже в качестве примера логики.
Предположим, уровень дохода целевой группы населения , определяющей спрос на исследуемую Вами товарную группу, составляет 30000р. При курсе доллара США 23,5р (соответствует докризисному периоду формирования ретроспективных данных) максимальная сумма которую тратил человек на товары (товары не первой необходимости) из ассортимента артикулов проходящих через складской комплекс 10000р, т.е 425 долларов. При курсе доллара 36р максимальные расходы составят приблизительно 275 долларов. Сокращение расходов в долларовом эквиваленте составит приблизительно 35%. Соответственно максимально будет куплено на 35% меньше товаров, что повлечет сокращение объемов обрабатываемого товаропотока не менее чем на 35% (в случае 100% импортных товаров). Далее, на основе прогноза курса доллара можно дать оценку покупной способности потребителей товаров из ассортимента складского комплекса и косвенную оценку объема товаропотока при условии сохранения его ассортиментного состава и структуры. На рисунке 9 представлена оценка зависимости снижения покупной способности потребителей (косвенно аналогично снижению объема товаропотока) от курса доллара США для нескольких вариантов соотношения доли импортной и отечественной продукции в ассортименте логистической системы. При увеличении доли импортной продукции в ассортименте возрастает вероятность срабатывания сценариев развития товаропотока «Спад» и «Стабилизация» отдаление по времени сценария «Рост».

Рис. 9 – Оценка зависимости снижения покупной способности (объема товаропотока) от курса доллара США
Одним из способов поддержания объемов товаропотока является переход ассортимента на аналогичные товары более доступной ценовой категории, либо частичное замещение импортной продукции отечественной, но данные вопросы выходят за рамки проблем складской логистики.
Системный подход к анализу товаропотока позволяет значительно повысить эффективность проектирования логистических систем и управления ими. Для достижения этой цели крайне важно последовательно пройти все этапы анализа товаропотока, особое внимание уделив начальным этапам. Дополнительно, в связи с возросшим влиянием внешних воздействий на логистическую систему, при построении прогнозов динамики товаропотока и изменения его отдельных параметров необходимо рассмотреть несколько сценариев развития и проанализировать влияние внешних условий на развитие товаропотока. Это поможет избежать неоправданных затрат на технологическое оснащение при проектировании и избежать ошибок при управлении логистической системой.
Назад в раздел