Мотивация сотрудников складского комплекса

Мотивация сотрудников складского комплекса Автор и источник публикации:
Светлана Котлукова
Специалист по связям с общественностью
Журнал «Дистрибуция и логистика», № 10 2009 г.
                               
Активное обсуждение в интернет-сообществах (www.e-xecutive.ru, www.forums.vl.ru, www.zavsklad.com, www.case.korusconsulting.ru, www.4retail.ru) получила тема частой смены рабочего персонала на складах: 

«Проблема текучки рабочего персонала (грузчики, комплектовщики) всегда остро стояла перед руководителями. Материальная мотивация работает лишь на первом этапе. А затем даже возможность заработать большие деньги не останавливает сотрудников перед увольнением. Предлагаю поделиться опытом удачных решений в области мотивации сотрудников», - пишет один из участников форума менеджеров e-xecutive.

Вопросами текучки кадров озадачены и посетители портала ритейлеров (4retailer.ru): «Частая смена работников приносит предприятию большие затраты, как прямые, так и косвенные, то есть не только уменьшение товарооборота из-за нехватки продавцов, но и потеря клиентов, которые из-за очередей, пустующих прилавков и невнимания продавцов-консультантов, просто уходят к конкурентам. Кроме того, частая смена сотрудников приводит и к увеличению расходов на адаптацию и обучение персонала. Так в чем причина утечки кадров и как сохранить наиболее ценных работников?» 

На момент написания статьи вакансии «Грузчик», «Комплектовщик», «Работник склада» в Москве и Московской области достаточно распространены. Например, на сайте zarplata.ru работу на складе могут найти 235 человек. Superjob предлагает около ста рабочих мест для грузчиков, Headhunter – чуть больше тридцати.

Сотрудники компании «Концепт Лоджик», имея богатый опыт работы с представителями складской индустрии различных областей рынка, делятся своими советами по этому вопросу. 

Почему уходят сотрудники склада?


Причин добровольного увольнения конкретного человека – множество. «Каждому не угодишь», - думают руководители; однако, если увольнения на вашем складе идут одно за другим, то, скорее всего, причина в вас. 
Частые смены состава рабочих могут быть обусловлены различными факторами. Основным, как и стоило ожидать, является низкая заработная плата и нередкие «непрозрачные» методы ее начисления, при которых работодатель зачастую пытается как можно меньше заплатить сотруднику при максимально выполненной работе.

Важную роль играют также условия труда сотрудников, которые должны соответствовать всем требованиям и нормам организации рабочего места персонала. Сотруднику любой компании требуется не только оснащенность оборудованием, спецодеждой и всеми необходимыми инструментами для работы, но и осведомленность в информации о происходящем в организации. Для этого следует своевременно проводить запланированные собрания и обсуждения по текущим проблемам и вопросам работы. 

На складе возможна также проблема «Over-qualified»: сотрудника не устраивает работа по причине его высокой квалификации. Как только его материальное положение немного налаживается, а на горизонте появляется более перспективная вакансия, он тут же покидает свое рабочее место.

Для складов, находящихся за территорией города, актуальна проблема «весенних текучек», обусловленных тем, что на время весенне-летнего периода большая часть производственной смены, перемещается на строительные площадки. По окончанию теплого времени стремление вернуться обратно в складские стены возрастает. 
Нельзя с сожалением не отметить такую причину текучки на складе, как невозможность внутрискладского воровства. Многих сотрудников в их работе привлекает лишь простая возможность украсть товар: «Смог утащить – остался».

Подведем итог: прежде чем искать выходы из ситуации, необходимо провести мониторинг рабочей обстановки, основываясь на следующих вопросах:
  1. Существует ли на вашем складе прозрачность оценок труда и начисления заработной платы персонала?
  2. Работал больше, чем заработал – это про ваших сотрудников?
  3. Уровень заработной платы выше социального минимума?
  4. Уходят ли ваши сотрудники на лето в другие организации?
  5. Есть ли на вашем складе высококвалифицированные сотрудники, работающие на низких должностях?
  6. Достаточно ли надежная на вашем складе система защиты от воровства?

Если ответы на эти, казалось бы, общие вопросы, зародили в вас толику сомнения в причинах текучки кадров, будьте готовы к качественным изменениям в работе склада. 

Чтобы на складе было лучше


Итак, рассмотрим необходимые процедуры для достижения оптимальных условий работы сотрудников склада. 
Основным пунктом, помогающим приспособиться человеку к рабочей обстановке является его адаптация – обучение новых сотрудников правилам выполнения процедур грузообработки и навыкам работы с используемым оборудованием (терминалы сбора данных, информационные системы, подъемно-транспортное оборудование и т.д.). Обучение должно осуществляться непосредственно на рабочих местах. Для оценки степени соответствия нового сотрудника практикуется испытательный срок, по итогам которого принимается решение о дальнейшей работе и повышении его заработной платы. Адаптацией нового сотрудника на рабочем месте должны заниматься коллеги, стоящие выше на иерархической лестнице, способные быстро и качественно его обучить.

Во время испытательного срока у сотрудника формируется общее впечатление о компании, ее работе и коллективе. Далее работодателю необходимо удержать ценного сотрудника для успешного выполнения его стратегических бизнес-задач, предлагая удобные и комфортные условия работы. 
Мотивация сотрудников к работе, нацеленная на увеличение производительности и поддержание дружественной обстановки в коллективе, определяется индивидуально для каждой компании, однако основные моменты, которые необходимо учесть, мы раскроем ниже.

Сотрудники должны знать, сколько получают 


В качестве основных положений о мотивации к работе сотрудников складского комплекса должны быть введены принципы начисления заработной платы и гарантируемая социальная поддержка. Судя по опыту работы, мы рекомендуем вводить систему начисления заработной платы с постоянной и переменной частями, в зависимости от достигнутого KPI сотрудника.

1.    Заработная плата сотрудников включает в себя постоянную (оклад) и переменную (премия) части. Оклад может составлять 60-70% общего дохода. Тогда заработная плата начисляется по стандартной формуле для всех категорий сотрудников:
Заработная плата: Оклад + (премиальная надбавка * коэфф.аттестации * коэфф.выполнения плана) 

Коэффициент аттестации определяется на весь период до следующей аттестации руководителем работника в соответствии с качеством его работы во время испытательного срока и составляет:
- 1, если результат аттестации «отлично»
- 0,75, если результат аттестации «хорошо»
- 0,5, если результат аттестации «удовлетворительно»

Коэффициент выполнения плана определяется ежемесячно:
  • 120% выполнения плана отгрузок – 1,4
  • 110% выполнения плана отгрузок – 1,2
  • 100% выполнения плана отгрузок – 1,0
  • 90% выполнения плана отгрузок – 0,8
  • 80% выполнения плана отгрузок – 0,6

2.    Второй вариант распределения заработной платы аналогичен первому и зависит от качества работы сотрудника на складе. Фонд заработной платы формируется руководством компании, исходя из KPI работы всего склада. Далее он делится в соответствии с выполненным KPI каждого подразделения, а затем – с KPI каждого сотрудника, обязательно обеспечивая при этом установленный социальный минимум. 

Таким образом, каждый работник склада должен чувствовать за собой ответственность личного участия не только в успехах своего подразделения, но и в работе склада в целом.

В качестве гарантируемого социального пакета сотрудникам складского комплекса должны относиться:
  • Предоставляемые ежегодно оплачиваемые отпуска (28 календарных дней);
  • Предоставление учебного оплачиваемого отпуска при получении первого образования;
  • Предоставление отпусков по уходу за ребенком;
  • Оплата листа временной нетрудоспособности;
  • Бесплатное питание;
  • Фирменная спецодежда – по окончании испытательного срока;
  • Скидки на приобретение товаров внутри сети в размере до 25% - по окончании испытательного срока. 

Устройте соревнования
Как было отмечено, важную роль в ежемесячной оценке руководством сотрудника склада играет система ввода KPI. 

Основными оценками персонала обычно являются общая, коллективная оценки и аттестация. 
Общая оценка персонала складского комплекса определяется на основе выполнения плана отгрузок. Коллективная оценка ставится по степени ежедневного выполнения установленных норм грузопереработок каждой производственной смены. 

По итогам месяца каждой смене могут быть присвоены рейтинги, благодаря которым формируются внутриколлективные отношения. Система рейтингов может быть введена и для отдельных работников склада. Рейтинги должны быть прозрачны, обеспечиваться WMS склада с той целью, чтобы каждый работник мог видеть свое положение по сравнению с коллегами: «сотрудники-лентяи» опускаются вниз, а передовые позиции топ-листа занимают добросовестные складские рабочие. Ну кому захочется плестись в хвосте?

Особо заботливые руководители могут награждать победителей скромными подарками, выписывать благодарности, размещать их фотографии на «доске почета». Согласитесь, что победа, какой бы маленькой она ни была, все равно остается победой. Какой человек, которого уважают в коллективе, а его фотография размещена на стенде «Лучшие работники склада», оставит свою работу? А какой работник не будет стремиться к этим скромным, но все-таки аплодисментам коллег, во время объявления очередного победителя месяца или года? А там и до повышения недалеко!

Поддерживайте благоприятную атмосферу в коллективе


Согласитесь, нелегко работать в коллективе, где вас считают сотрудником второго сорта. Такая ситуация часто встречается в компаниях, где существует искусственное разделение между офисным и складским персоналом: отдельные раздевалки, кабинеты, столовые, корпоративы, в конце концов.
Руководителю следует понимать, что такое разделение не может пойти на благо бизнесу, так как, только почувствовав намек на унижение, сотрудник моментально напишет заявление об увольнении.

Квалифицированный работник склада – залог успеха всей организации


Руководитель склада должен объективно понимать, что успешность складского бизнеса – это не только грамотное управление и активная работа отдела продаж. Заказчик, приятно удивленный высоким уровнем обслуживания менеджеров по работе с клиентами, моментально прекратит сотрудничество с вами, если его подведет качество и своевременность работы склада. Основой успешной работы склада, является его технологический костяк, который должен состоять из 30% высококвалифицированных обученных работников. В связи с этим, руководитель обязан понимать ценность такого персонала и обеспечивать ему достойные условия работы и заработной платы.

Имеет смысл предусмотреть курсы повышения квалификации сотрудников, экскурсии «передовиков складского труда» на логистические предприятия, лидирующие в своей отрасли. 
Любой сотрудник склада должен чувствовать себя неотъемлемой частью единого коллектива, ориентированного на удовлетворение потребностей клиента. Основываясь на таком понимании, увеличивая KPI своей работы, он повышает качество работы складской системы в целом.

Двигайте больше


Ни для кого не секрет, что работа кладовщика или грузчика – монотонна, однообразна и повторяется изо дня в день последовательностью доведенных до автоматизма действий. В качестве решения проблемы «надоедания» работы, мы предлагаем проводить периодическую ротацию персонала по разным рабочим местам производственной смены, меняя, таким образом, привычную моторику его движений. Во-первых, такой метод позволит раскрыть потенциал складского персонала, выявить его сильные стороны с целью дальнейшего распределения нагрузки на того или иного работника. Во-вторых, обеспечить возможную замену сотрудников во время пиковых нагрузок или непредвиденных ситуаций. А, в-третьих, позволить избежать текучки кадров из-за «надоедливости» работы.

Кризис – не панацея

Сейчас, в период экономического спада и тотальных сокращений на рынке труда, для многих стало важной задачей удержаться на рабочем месте, что, кстати, часто приходится на руку работодателю – он снижает уровень заработной платы, уменьшает социальные выплаты, делает условия труда менее комфортными. Эти и многие другие моменты могут стать причинами несложившихся внутриколлективных отношений, «придирок» и давления со стороны начальства, желания выполнения работы «сверх нормы» и т.д. Некоторые руководители ошибочно считают, что на сегодняшний день найти человеческий ресурс для работы на складе достаточно просто – увольнения идут один за другим, а на поиск новых сотрудников тратится слишком много времени, что явно не идет на пользу и так пошатывающемуся бизнесу складских операторов.

В заключение дадим еще несколько практических советов:
  1. Отдел HR должен не только подбирать сотрудников по свободным вакансиям, но и заниматься их качественным обучением, объяснять должностные обязанности и проводить периодический мониторинг работы. 
  2. Руководство должно открыто предоставлять сотрудникам технологические карты, в которых указывается размер заработной платы и условия ее варьирования.
  3. Объективность контроля работников склада должна быть обусловлена использованием SMART-карт и индивидуальных штрих-кодов сотрудников. 
  4. Задача каждого сотрудника склада – формирование положительного образа коллектива в целом. 
  5. Один из факторов, определяющих лояльность сотрудника – удобный сменный график, особенно в случае круглосуточной работы склада. Переработки, неоплаченные «ночные», нерациональная организация смен («сутки через трое») снижают заинтересованность персонала склада в труде. Одной из важных задач работодателя является грамотная организация графика работы персонала.*
Каждый работник должен быть уверен, что он – неотъемлемая и необходимая часть общей мощной складской системы. 



Назад в раздел